об Алёне





Творчество на грани.
Памяти Алёны Мартыновой.
Автор статьи - Юлия Проткова.


В 1992 году в моем доме появилась первая Икона работы Алёны. Господь Вседержитель. И слова на иконе. Заповедь новую даю Вам, да любите друг друга...


Мы были молоды и беспечны, наши мужья бороздили просторы Мирового океана на сейсмическом корабле... Я помню квартиру в Москве - когда Алёнин муж был в отъезде - квартира превращалась в Мастерскую Художника. Если Вы никогда не были в мастерской художника - Вам не понять. В мастерской может жить только сам художник. Для нормального человека это... слишком. Я тогда во все глаза смотрела на огромные холсты, на заставленную баночками, кисточками, тюбиками комнату. Я очень хотела икону. Очень. Мне казалось - мне нужно. И я заказала. Почти сразу заказала - вторую. Казанскую Богоматерь. …Эти иконы - свидетели моей жизни, моих радостей и горестей, раздумий и страхoв, слез от боли и счастья. Я с ними разговариваю вот уже 20 лет. Они были со мной в Африке, когда я работала там, вернулись в Россию, увидели рождение Сына... Алёна ему подарила Икону Ангела Хранителя. Эти иконы были первыми, что было упаковано для переезда в Канаду... Эти иконы видели мою жизнь и жизнь моей семьи, они знают меня наизусть. Тогда, много лет назад, я совершенно не предполагала, что моя жизнь переплетется с Алёниной тесно и плотно, что пересечений будет много и разных, человеческих и творческих... Я не буду писать о человеческих - это не касается никого, кроме близких людей…

А вот Творчество Художника Алёны Мартыновой я постараюсь Вам показать... Поскольку лично создавала первое Алёнино портфолио в 2000-м году. Поскольку была свидетелем - на моих глазах рождалась живопись и иконы, и я могла часами сидеть, не отрываясь, и видеть каждый день, что еще создано. Поскольку я спрашивала и Алёна мне рассказывала сюжеты. Покольку я смотрю на Алёнины работы много лет и знаю их, наверно, лучше, чем кто либо еще. Так сложилась жизнь...

Алёнино творчество весьма разнообразно и разнопланово. Я пишу прежде всего о живописи Алёны. Я очень люблю Алёнины картины и иконы. Очень. Я вижу удивительный Свет в этих работах.

После смерти... после совершенно неожиданной смерти Алёны... мы сделали большую работу и реорганизовали ее блог и на русском и на английском языках.

Там собрано и каталогизировано... много. Думаю, если говорить о живописи и иконах - бОльшую часть созданного Алёной можно увидеть в блоге. B pеорганизации блога я использовала сохранившийся у меня архив с Алёниными записями и пояснениями, оставшийся у меня с 2000го года, когда мы работали над ее первым портфолио. Я от всей души благодарю Марину Лапину (ERM Tech Lab) и Аллу Кирееву за помошь в работе над блогом.


... Я смотрю на ранние картины - фантазии и с улыбкой узнаю наших общих друзей - нашу тусовку 90-х.

Если же Вы посмотрите на картины-фантазии - скорее всего, Вам они покажутся ... странными. Подождите. Не забывайте, что Алёна в те времена уже работала и много с иконами. У нее уже было благословение Патриарха Алексия. Она реставрировала и писала новые иконы в московских храмах. Тончайшие, деликатнейшие работы. Но иконы - это, прежде всего, следование канонам. С момента создания доски, определенной последовательности нанесения слоев и получения нужного изображения. ...

Но Алёнин Талант больше, много больше. Ей тесно было только в канонах, как тесно было и в любых рамках жизненных... Ее "боженька" с ней был и в ее фантазийных картинах. Они все композиционно едины. Вы увидите крупную центральную фигуру, давшую название картины. Но присмотритесь. Вы увидите "Боженьку", мир фей и эльфов, волшебные страны и златокрылых птиц, огнегривых львов, злых и добрых мальчиков и девочек,... это сны-фантазии, в которых Алёнино воображение не знало канонических границ. Но повторюсь. Все это написано глубоко религиозным человеком, очень светлым человеком....

Если Вы посмотрите на "Песню Песней" - а она написана позднее, в 2000м.

Количество деталей поражает. Посмотрите на фон. Каждая из этих деталей суть еще одна сюжетная картина. Помните Библейскую Песню Песней? Песню о Любви Соломона и Суламифи. Вот они, влюбленные, сидят на хрустальном куполе. Их Любовь поднята над всем миром. А в мире том плачут и смеются, торгуют и любят, купаются и пасут овец. Там идет обычная, разноцветная, многоголосая шумная жизнь. Но для влюбленных ее, этой жизни, нет. Они как бы в другом мире….

И вот это скольжение из мира в мир, от канонов к безудержной фантазии - вот в этом Алёна. Диапазон восприятия и воображения ее был огромен. Она была очень начитанная женщина, великолепная расказчица, певунья. Много знала. И ее сказочно-фантазийно-религиозные сюжеты... это не просто воображение, но и отражение прочитанного, и, как обычно, отражения самой жизни...

Мне довелось увидеть, как создавалась абсолютно уникальная серия Алёниных акварелей на библейские темы. Алёна сказала, что она мечтала об этой серии много лет. Я не уверена, что она вообще могла спать в те дни-недели. Это было лихорадочное, явно из других миров... написание. Она писала, потом опять писала... Я смотрела, слушала, задавала вопросы.

... Те, кто видел серию библейских акварелей - реагировали по-разному. Кто-то назвал эти акварели гениальными, кто-то безумными. Не выносите поспешных суждений. Прочтите внимательно подобранные Алёной выдержки из Библии и ее объяснения. Если Вы знаете Библию не только в пределах отрывка приведенного, но так же хорошо, как Алёна... Вы увидите еще больше. Вам откроется Пространство и Время, Объем и движение в каждой работе, Божественный золотистый цвет, тонкие детали, отражающие намеки на другие библейские сюжеты... Сквозь росчерки "безумия" Вы увидите удивительный цвет и свет в каждой работе. И станет понятной насколько глубокой была Алёнина Вера. Но и она не была канонической. Если посмотреть на выбор сюжетов для серии библейских акварелей - можно увидеть и круг вопросов, интересовавших - мучавших Алёну-Художника.

Вот еще картина на библейскую тему. Юдифь. Что Вы видите? Вы видите погрyженную в раздумья женщину. С красивым телом. Курящую сигарету. А перед ней на блюде - отрезанная ею же голова врага-завоевателя. Да. Она, согласно Библии, будучи вдовой, не желавшая знать другого мужчины... вынуждена была обольстить врага, чтобы его убить. Обесчестив себя. Вы бы закурили? ... Понимая, на что идете. А что скажут люди? Ведь молва - она такая, всем ведь не объяснишь... Где та грань и есть ли она вообще. А сколько женщин во все века вынуждены идти на такое... Сложные вопросы.

Вот еще одна. Это целая серия работ - "Красные московские крыши". Но я Вам расскажу об одной. Видите. Ночью на темно-красных московских крышах сидят улыбающиеся ангелы. Алёна уверяла, что они шепчутся и сплетничают. Добрая и нежная картина. Но. У ангелов зонтики. Вы знаете, почему? Потому что злые ночные собаки зубами вгрызаются в Луну, на которой сидят влюбленные. И Луна плачет кровавым слезами... Лунные слёзы. Кровь Луны. Человек, написавший такое - Поэт. Или Художник. Что, по сути, одно и то же... Но значит было художнику больно, если он ходил по Москве, и видел в красных московских крышах лунную кровь. И только ангелы, улыбающиеся на крышах, поднимали настроение. Значит есть кто-то, мысли о ком согревают. Есть улыбающийся Ангел...

Алёна была одержима Творчеством. "Жить с Художником невероятно интересно, но совершенно невозможно".... В ход шло всё. Не было холста под рукой - рвались тряпки и натягивались на подрамник. Один из самых любимых моих портретов Алёниных - мужской портрет на желтом фоне. Портрет Михаила... был написан на домашнем халате, пока этот случайный человек сидел на кухне в Алёниной квартирке, рассказывая о своем полуэкзотическом-полууголовном бытии.... Алёна писала. Великолепные свободные мазки, очень текстурно, красивые мужские руки, доброе лицо, замечательные глаза....

Если Вы посмотрите на количество созданного - Вы поймете - перед Вами Трудяга. Трудяга и Талант, со сложной, изломанно-переломанной жизнью, умудрившаяся через все сложности и перипетии сохранить Свет, Веру и полную наивную беззащитность ребенка. Это было очень сложно для жизни в мире. Но это же дало жизнь десяткам картин, десяткам икон. Поразительным по глубине и чистоте работам.

"Хвалите меня, хвалите", - мурчала от удовольствия Алёна Павловна, когда мы восхищались очередной, ею созданной Красотой....И мы хвалили. От всей души...

Вот перед Вами Девочка и Мальчик. Это диптих. Что Вы видите? Это разные миры. Мальчик стоит на знаке с долларовой купюры. Он полностью живет в материальном мире, ему важны деньги. И мир вокруг - мужской, плакатный, лозунговый. Самолёты, молотобойцы, часы... А рядом с Мальчиком - Девочка. Она на шаре - ручки сложила. Обратите вниманиe на часы. На стороне мальчика - часы с кукушкой полноценно работают и тикают себе. У девочки.... полное отсутствие времени - кукушка вышла погулять. Девочка вписана в стилистику картины, она неотъемлемая часть картины. Но она - одна, она - из другого мира. Глядя на лозунговость и плакатность фона... невольно придет в голову... "мы рождены, чтоб сказку сделать былью"... Есть ли мальчик, который сделает девочкины мечты реальным миром? ..

Девочка с рыжими пушистыми волосами. Вы увидите такие же волосы у Суламифи в "Песне Песней"... Вы увидите рыжие волосы у упавшей с красных московских крыш нимфы ("Сатир и нимфа") - там малюсенькое распластанное тело...

Это все Алёна, ее роли, ее образы, она сама в своих картинах. Ее боль понимания себя "не от мира сего"... Она знала это очень хорошо. Как могла подлаживалась. Алёну-личность лучше всего видно в фантазиях и библейских акварелях. Алёна-художник замечательна в портретах и натюрмортах. Алёна - глубоко верующая живет в десятках икон, написанных для Храмов и людей.

Вы знаете, даже если три человека в день подойдут к Алёниным иконам - это будет тысяча в год, десятки тысяч за десятилетие. Алёна - иконописец с 20-летним стажем. Десятки, сотни тысяч людей поклонятся и будут молиться безымянным иконам. Пусть почувствуют они тот Свет от Икон, который вижу я. Пусть на душе им станет легче. Они вряд ли подумают об иконописце, но ведь это неважно, не так ли? Это ничего не изменит. Свет Алёниных икон будет по любому...


... Прошло более 20 лет с нашей первой встречи. У меня сменилось много жизней... В те времена я была полярным геологом, потом менеджером золоторудной компании, ученым-аналитиком... А стала художником. Я делаю витражи. Я работаю с хрупким стеклом... Сохранилась моя дневниковая запись 2007-го года... Алёна только-только приехала в Калгари, и я привезла ее к себе в мастерскую. Тогда впервые она была в гостях у меня в мастерской... Второй раз она была в моей мастерской в 2011 - в Монреале. Я сейчас делала работу, думая, что Алёна будет первой, кому я покажу... Как Профессионалу. Как Иконописцу. Ведь это моя первая икона в стекле. Созданная только стеклом, без единой краски... Я не успела показать. Но в грустные дни перед похоронами, когда я была в Калгари... я сидела ночами перед фотографией Алёны. Горели свечки... И я работала. Я доделывала свою работу. И Алёна... смотрела. Ей нравилось. Ей очень нравились мои работы...

... И еще одну картину я хочу предложить Вашему вниманию. Холста под рукой не было в тот момент, в ход пошла какая-то штора жуткого розового цвета. ... Страшная картина. Последняя автобиографическая работа. Я не называю ее автопортретом - но я говорю о ее сути. Алёна нам ее рассказала тогда, в 2000-м... Я добавлю и свои комментарии тоже.

Вы видите циркачку. Канатоходку. Вот это - Алёнино Мастерство. Попробуйте встать на Шар. Если вы можете стоять и передвигаться - хорошо. Если Вы можете это делать на канате - очень хорошо. Если Вы можете это под куполом - это Профи, это Мастерство. А вот если с закрытыми глазами... - это запределье, это Безумие... это Талант. И единственная сила, которая держит, помогает идти, толкает вперед.... это Свет, это Ангел... Обнаженное тело будет осмеяно и освистано - оно вне рамок общественных приличий. А если это обнаженная душа, которую тоже топчут, не понимают?... Она же тоже стыдлива... Поэтому повязка на глазах - это не просто Мастерство, но чтоб еще и страшно не было. Чтобы еще и стыдно не было. Более того, это жизнь "вслепую", это Творчество вслепую. Куда поведут - туда и пойдет. Ты не знаешь куда шагнешь, сколько суждено пройти, сколько тебе еще предстоит создать, сколько еще предстоит прожить... Люди внизу - там можно разглядеть любимых Алёной, ушедших... - покойного первого мужа-поэта, недавно умершего отца, бабулю... Вы видите, канат уходит за пределы картины?....Смертельный номер. На арене - Прекрасный Художник. Талант. Алёна Мартынова.





Святая Великомученица Варвара
День памяти 4(17) декабря

Агнице всеблаженная Варваре, Божественне озарившися Светом Святыя Троицы Трисолнечным и в купели утвердившися, в побеждение лести отеческия веру исповедала еси Христову. Тем, всечестная, свыше благодать тебе дарова Бог исцеляти недуги и болезни вся. Егоже моли, великомученице, да спасет души, наша.
Тропарь вуликомученницы Варвары.
Святая великомученица жила и пострадала при императоре Максимиане ( IV в.) . Её отец язычник Диоскор был знатным и богатым человеком в Илиополе Финикийском. Рано лишившись своей супруги, он был страстно привязан к своей единственной дочери. Однажды, когда Диоскор находился в длительном путешествии, Варвара познакомилась с местными христианками, которые рассказали ей о Триедином Боге, о неизреченном Божестве Иисуса Христа. Варвара приняла крещение. Диоскор, узнав, что Варвара стала христианкой, пришел в ярость, жестоко избил свою дочь и заключил под стражу. Затем он передал ее правителю города Мартиану. Святую стали жестоко пытать. Ночью в темнице святой деве явился Спаситель и уврачевал её раны. Тогда Варвару подвергли ещё более жестоким пыткам. Оставаясь верной Христу, по приказанию правителя, мученица была обезглавлена. Святую Варвару казнил сам Диоскор. Но безжалостного отца вскоре поразила молния, превратив его тело в пепел.
Мощи святой великомученицы Варвары в VI в. Были перенесены в Константинополь, а в XII в. Дочь византийского императора Алексея Комнина, княжна Варвара, вступая в брак с русским князем Михаилом Изяславичем, привезла их с собой в Киев, где они находятся и теперь – в кафедральном соборе святого князя Владимира.
По промыслу Божьему в дни лихолетий часть мощей Св. Варвары (а именно её стопочка) оказалась в городе Эдмонтоне, где и сейчас пребывает на святом престоле одноименного Православного храма.
По нашей просьбе правящий епископ Московского патриархата владыко Иов, благословил нам частичку мощей, дабы наш приход так же обрёл святыню. Наш иконописец Алёна Мартынова написала дивный образ великомученницы Варвары и нами, с величайшим благоговением и внимательностью, были установлены св. Мощи в эту прекрасную икону.
После освящения эта святыня заняла достойное место в нашем храме св. Иоанна Златоуста и теперь каждый желающий может приложиться к святому образу.